В МГЛУ обсудили применение ИИ в образовании

Опубликовано
01.04.2025

20-21 марта в МГЛУ прошла научно-практическая конференция «Цифровое гражданство: искусственный интеллект в образовании», которая привлекла к участию и открытому диалогу по проблемам внедрения искусственного интеллекта в образовательный процесс ведущих экспертов в области ИТ, разработки нейросетей, информационной безопасности, преподавателей иностранного языка и других дисциплин. Конференция стала важным шагом к развитию цифрового образования и усилила сотрудничество между образовательными учреждениями, научными кругами и представителями государственного сектора.

Активные дискуссии и вовлеченность всех участников на протяжении всех двух дней мероприятия продемонстрировали актуальность проблемы формирования сознательного и ответственного подхода как у педагога, так и обучающегося к интеграции цифровых технологий в обучение. Данный тезис нашел свое отражение в приветственной речи проректора по развитию и цифровизации Георгия Грачева, который подчеркнул, что цифровое гражданство — это не просто набор правил, но целая философия взаимодействия в информационном обществе, которая подразумевает осознание этических норм поведения в онлайн-пространстве, уважение к личным данным и безопасности других людей. Георгий Валерьевич также отметил необходимость сотрудничества между различными образовательными учреждениями, бизнесом и правительственными структурами для создания единой системы, способствующей развитию цифровой грамотности и гражданской ответственности, и выразил надежду, что конференция станет площадкой для обмена мнениями, выработки новых идей и инициирования совместных проектов, связанных с формированием культуры цифрового гражданства среди обучающихся, а также к поиску эффективных методов интеграции этих знаний в образовательные программы.

Директор Института информационных наук Александра Ваничкина открыла пленарную часть конференции векторным докладом на тему «Цифровое гражданство и цифровой гражданин в парадигме развития ИИ: концепция, вызовы и перспективы», разные аспекты которого были подхвачены и развиты в своих выступлениях другими спикерами: заместителем директора Института информационных наук Виктором Григоренко в докладе о методах искусственного интеллекта в обработке информации и и.о. заведующего кафедрой лингвистики и профессиональной коммуникации в области информационных наук Марии Романовой — о новых подходах к содержанию обучения в цифровую эпоху.

В рамках практической части мероприятия участники активно работали в группах под руководством модераторов, разрабатывая реальные коммуникативные задания про интеграции ИИ в процесс обучения и подробно обсуждая аспекты их цифровой этичности и безопасности, а также их возможного дидактического потенциала, направленного на формирование цифрового гражданства обучающегося.

Второй день конференции начался с презентации заданий, разработанных участниками, и дальнейших докладов, посвящённых информационной безопасности в условиях цифровизации и этике применения искусственного интеллекта. Старший преподаватель кафедры международной информационной безопасности Карэн Аветисян поднял вопрос о безопасности данных, а доцент кафедры социологии Института международных отношений и социально-политических наук Анастасия Станевич представила «инструкцию по применению» для цифрового поколения обучающихся.

Конференция завершилась финальной дискуссией и подведением итогов, где участники обсудили разработанные задания на рефлексию о применении ИИ в обучении и выразили свой активный интерес продолжать работу в своей педагогической практике над вопросами цифрового гражданства и ответственного внедрения технологии ИИ в образовательный процесс.