- теория текста и дискурса;
- теория речеведения;
- когнитивная база и когнитологическая функциональность языка/речи;
- общая теория перевода, в т.ч. художественного, поэтического, синхронного, киноперевода, аудиовизуального перевода
- многоуровневая теория первичной и вторичной языковой личности;
- теория смысла как экстралингвистического феномена;
- лингводидактика как отрасль методической науки, прокладывающая путь методике обучения иностранным языкам.
Фундаментальные исследования всегда сопровождались многочисленными прикладными научными работами, в которых развивалась, уточнялась и применялась к конкретным языкам (парам языков) та научная база, которая складывалась в ходе выполнения научных работ, в результате чего в МГЛУ сложился ряд научных школ и направлений, получивших широкое признание в России и за её рубежами:
Стилистические изыскания в области английского языка и речи, а затем и работы в сфере общей стилистики, осуществлённые профессором И. Р. Гальпериным и его учениками уже в середине 50-х годов ХХ века, сложились в самостоятельное научное направление, превратившее стилистику из маргинальной сферы риторики и литературоведения в самостоятельную дисциплину, нетрадиционная рельефность которой проявилась особенно наглядно в эпоху постпарадигмальной лингвистики: теории текста, кроссуровневых принципов интерпретации содержательности единиц дискурса, герменевтических подходов к установлению истинной информативности произведений художественной речи.
Этой школой в 60–70 гг. прошлого века была заложена основа для многих новых направлений в изучении грамматики английского языка, таких, как структурный синтаксис простого и сложного предложения, трансформационнопорождающая грамматика английского языка, семантический синтаксис, проблемы валентности частей речи, грамматической омонимии и синонимии.
Эта школа развивает лингвистические идеи одного из основателей кафедры, крупного ученого-англиста Георгия Петровича Торсуева.
Школа английской фразеологии профессора А. В. Кунина.
Доктору филол. наук, профессору, заслуженному деятелю науки РФ А. В. Кунину принадлежит приоритет в создании теории общей и английской фразеологии как лингвистической дисциплины.
Восходит к идеям родоначальника теории слова в отечественной англистике проф. МГЛУ А. И. Смирницкого.
Достижения этой школы отражены в 60 кандидатских и трех докторских диссертациях, в четырех авторских научных монографиях и в десятках коллективных монографий. Данная концепция широко известна и за рубежом, и ее приоритеты засвидетельствованы во многих работах немецких и швейцарских авторов.
В русле этой школы защищено 42 кандидатских и 12 докторских диссертаций.
Школа функциональной стилистики немецкого языка профессора Э. Г. Ризель.
Школа стилистической грамматики професора Е. И. Шендельс.
Основу школы составляет структурно-семантическая и функционально-коммуникативная концепция трактовки всех аспектов языковой системы.
Основные направления: коммуникативная фонетика и коммуникативная фонология, культура устной речи, социофонетика и фоно-стилистика французского языка.
Основными проблемами, разрабатываемыми в русле данной школы, являются социально-культурные процессы интеракции и создание текста, вербальные и невербальные соответствия концептов когнитивных структур человека.
Пользуется широкой известностью в России и за рубежом.
Это — неординарное, «стыковое» направление в лингвистике, предполагающее владение новейшими информационными технологиями, современными программными средствами, системами управления базами данных, новейшими программами анализа в любой области автоматизированных словарей, информационно-поисковых систем, а также систем автоматического распознавания речи на базе глубоких лингвистических знаний.
Основные результаты деятельности этой школы связаны с построением семантических метаязыков, новых типов словарей, тезаурусов, семантических алгоритмов, моделей общения, выявлением семантических универсалий.
Школа истории, историографии лингвистики и сравнительного языкознания профессора Э. А. Макаева , профессоров Т. А. Амировой, Г. С. Клычковой, Е. С. Кубряковой, М. М. Маковского и др.
Одна из ведущих школ, рассматривающая в качестве единственной полноправной единицы общения цельный, связный и завершенный текст и изучающая закономерности его создания и функционирования в коммуникативном процессе. Научные достижения этой школы зафиксированы в десятках монографий (в том числе Г. В. Колшанского: «Контекстная семантика», «Коммуникативная функция и структура языка».
Психолингвистическая школа проблемы производства и восприятия речи, онтогенез речи, проблемы межкультурного общения, психолингвистические проблемы освоения иностранных языков, проблемы формирования и функционирования образов сознания, их роль во внутри- и межкультурном общении профессоров Е. Ф. Тарасова, Ю. А. Сорокина, Р. М. Фрумкиной, А. М. Шахнаровича и др.
В рамках этой школы не только подготовлено несколько сот кандидатов педагогических наук для всех стран СНГ и многих зарубежных стран, но и созданы основные комплексы учебников английского, немецкого и французского языков для спецшкол России и для отечественных технических вузов.
Ею созданы методики интенсивного обучения взрослых европейским языкам, в рамках школы защищен ряд кандидатских диссертаций, готовится одна докторская диссертация.
Основные направления школы: профессионально-педагогическая подготовка студента-филолога, теория формирования профессионального сознания, контекстное обучение в высшей школе, основные тенденции высшего образования за рубежом. Школа тесно взаимодействует с РАО, её научные достижения отражены во многих монографиях, в десятках кандидатских и докторских диссертаций.
Эта школа разрабатывает концепции формирования профессионального би- и полилингва, т.е. специалиста в области интерлингвокультурной коммуникации — преподавателя иностранного языка и переводчика. В русле идей этой школы подготовлены десятки кандидатских диссертаций и ведется работа над двумя новыми докторскими исследованиями.
Школа «современного русского литературного языка и культуры речи» профессоров А. А. Брагина и Г. Н. Иванова.
Школа древнегреческой и римской литературы и культуры проф. В. Л. Ярхо.
В русле и под влиянием этой школы защищены десятки докторских и кандидатских диссертаций. Всего проф. В. Н. Ярхо принадлежит более 290 публикаций, в том числе ряд комментированных изданий афинских драматургов (Эсхила, Еврипида, Аристотеля; итоговым можно считать однотомник трагедий и фрагментов Софокла. — М., 1980, и собрание комедий и отрывков Менандра. — М., 1982, с использованием новейших папирусных публикаций). Последняя крупная работа, выполненная под руководством В. Н. Ярхо, — «Словарь-справочник по античной культуре», составленный по заказу издательства «Высшая школа». В методическом плане интересы В. Н. Ярхо направлены на разработку курса латинского языка, четко профилированного для студентов факультетов иностранных языков (4 издания учебников латинского языка). В настоящее время кафедральный коллектив успешно развивает достижения школы В. Н. Ярхо под руководством проф. М. А. Таривердиевой.