Ключевые направления научной-исследовательской работы лаборатории на 2024-26 гг.

Отечественная практика проведения такого рода оценок (называющаяся этнологической экспертизой), несмотря на отсутствие федерального закона, насчитывает уже не одно десятилетие. Накопленный разными командами экспертов опыт востребован в разных регионах, главным образом на Крайнем Севере и в Сибири. Вместе с тем, остается целый ряд медленно и сложно решаемых проблем, в частности, по оценке воздействия на культурные параметры социума, которыми мы, помимо привычных оценок воздействия на хозяйственную деятельность, планируем активно заниматься.

В ближайших планах подготовка к изданию работы Фрэнка Ванклея «Оценка социального воздействия. Руководство по оценке и управлению социальным воздействием проектов» и реализация прикладных проектов».

Начавшийся в 1980-е годы «мемориальный бум» породил огромное количество исследований памяти во всем мире. К настоящему моменту интерес к теме памяти в различных областях науки не только не угасает, но продолжает набирать обороты, ежегодно выходят десятки научных статей, сборников, монографий. В России эта тема оказалась настолько востребованной, что был создан Национальный центр исторической памяти. Однако российские исследователи для работы с этой темой чаще всего используют либо оптику политических наук, либо оптику истории. Мы же хотим сосредоточиться на антропологии памяти. Именно антропологическая оптика позволяет увидеть, как влияют на формирование и трансформации памяти такие факторы, как локальность, региональность, гендерный аспект, особенности социальной структуры различных обществ и т.д. И именно она даст возможность увидеть на локальных примерах то, каким образом память становится капиталом и как этот капитал используется в формировании и поддержании старых и новых идентичностей.

В последнюю четверть века Россия сложилась как иммиграционное принимающее государство. Сложилась и риторика вокруг иммиграционных процессов, в частности в плане адаптации и интеграции приезжих в местные сообщества. При этом единого понимания обоих названных феноменов в отечественном контексте не существует, что, безусловно, отражается, на реализации национальной политики и миграционного законодательства. Используя качественные методы анализа, мы рассчитываем глубоко исследовать миграционный опыт приезжих, их опыт создания/освоения городских пространств, опыт адаптации и интеграции, в целом культурные и социальные процессы, вызываемые миграцией, главным образом на примере московского региона, но также Севера и Сибири.

Отношение антропологов к фольклору в целом всегда характеризовалось если и не полным скепсисом, то, во всяком случае, снисходительным отношением как к чему-то, в чем можно, наверное, попытаться поискать некие зерна «исторической истины», но не более. Фольклор при этом понимался почти исключительно как записанный текст.

Опыт работы с живыми эпическими традициями свидетельствует о том, что – как один из многих социокультурных феноменов – они вполне могут давать материалы к размышлению о природе традиции и исторической памяти, о социальном капитале, извлекаемом из причастности к этим традициям как самими сказителями, так и слушателями, как жителями дальних глухих деревень, так и современными политиками. Яркие материалы дает изучение этого феномена и для анализа шаманизма, поскольку связь сказителей и шаманов в целом ряде сибирских индигенных культур оказывается невероятно тесной. Исполняемые вслух или записываемые самими сказителями на бумаге (это явление относительно недавнее, но во второй половине ХХ в. оно стало чрезвычайно распространенным) эпические тексты дают значимые материалы специалистам, занимающимся сменой языковых кодов и социальным контекстом этого феномена, в целом соотношением устного и письменного в культуре. Будучи обработанными с помощью современных компьютерных технологий, эти записи становятся уникальным источником для изучения языка фольклора и в целом того или иного локального языка. И все это, не говоря уже о скрытых в этих текстах объемных пластах представлений и лексики, позволяющих глубже погрузиться в представления локальных этнических групп о многих социально значимых культурных феноменах.

В ближайших планах — завершение работы над авторской монографией Д.А. Функа «Антропология эпоса».

За те 150 лет, что в России издаются переводы важнейших зарубежных книг по этнографии/этнологии/антропологии, было опубликовано немногим более 80 монографий. Это совершенно не соответствует ни тому обилию литературы, которое характеризует эту научную дисциплину, ни задачам подготовки специалистов, ни в целом тому интересу к культурным и социальным феноменам, который есть в нашей стране. Исходя из этого, нами ставится задача более активной публикации на русском языке ранее неизвестных или мало известных российскому читателю классических антропологических трудов, значимых для понимания истории и направлений движения теоретической мысли в этой области знания, в том числе собственно работ по методике исследований. При очевидной ориентации в отборе трудов для перевода и публикации на академическое знание, мы учитываем также потребности российской высшей школы, которая лишена качественной профильной литературы на родном для учащихся языке.

Серия книг «Методы антропологии» выходит с 2023 года.

Недавние работы, изданные под грифом МГЛУ:

Уорф Бенджамин Ли. Язык, мышление, действительность / Бенджамин Ли Уорф; пер. с англ. В.И. Фролова. — М.: Издательская группа «Альма Матер»; Издательство «Альма Матер», 2024. —334 с. — (Методы антропологии). ISBN 978-5-904994-58-7

Хёрстон З.Н. Мулы и люди / Зора Нил Хёрстон; пер. с англ. О.Н. Исаевой. — М.: Издательская группа «Альма Матер»; Издательство «Альма Матер», 2024. — 287 с. — (Методы антропологии). ISBN 978-5-904994-60-0

Проект рассчитан на несколько лет. В планах ежегодное издание пяти-семи классических антропологических работ.

Способы коммуникации людей в их социальной жизни — одна из наиболее сложных, интересных областей антропологии. Этнография речи (по Деллу Хаймсу), языковое планирование (с особым вниманием к корпусному планированию), смена языковых кодов, рассмотрение сообществ как языковых, а не только, например, как этнических — вот лишь некоторые из направлений, которые планируется разрабатывать на базе Лаборатории.