Сотрудники СоцЛаб в составе кафедры социологии 2024
Зав СоцЛаб И.В. Образцов в составе редколлегии журнала РАН Социологические исследования (50-летний юлилей)
Опрос абитуриентов проводят студенты-социологи
Зав. СоцЛаб И.В. Образцов — научный руководитель выпускницы 2020 г. Березанской А.В. победителя конкурса ВЦИОМ на лучшую исследовательскую работу
Зав СоцЛаб И.В. Образцов проводит мастер-класс со студентами в рамках Дня науки в МГЛУ
Вводом данных анкетного опроса руководит СНС А.В. Половнев
Социологическая лаборатория (СоцЛаб)
Социологическая лаборатория МГЛУ (СоцЛаб) создана 25 марта 2019 г. на базе кадрового состава кафедры социологии (образована 04.06.2004 г.) Института международных отношений и социально-политических наук.
Лаборатория является самостоятельным функциональным подразделением федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» и непосредственно подчиняется проректору по науке. Осуществляет деятельность в следующих направлениях:
1. Модернизация научно-исследовательского процесса и проектной деятельности МГЛУ: мониторинг российского рынка переводческих услуг и популярности иностранных языков, анализ рынка коммерческих образовательных услуг по обучению иностранным языкам, мониторинг состояния и содержания обучения иностранным языкам в системе российского высшего и среднего образования; изучение проблем языков «малых» народов России; анализ продвижения и популярности русского языка, культуры и образования на русском языке в пространстве ЕАЭС.
2. Подготовка документов и организация участия МГЛУ в реализации государственных заданий, грантах российских и зарубежных научных фондов, тендерах, конкурсах, аукционах по профильным для МГЛУ исследовательским проектам и НИР, включающих социологическую и социолингвистическую проблематику.
3. Мониторинг и прогнозирование образовательных тенденций по гуманитарным направлениям и междисциплинарным областям научного знания, теории и практики межкультурных взаимодействий, анализ коммуникативных практик с учетом разнообразия культурных, социальных и медийных контекстов.
4. Совершенствование учебной-воспитательной деятельности МГЛУ на основе выявления проблемных полей, поиска путей модернизации образовательных практик и программ, воспитательной работы: повышение качества и востребованности внутривузовских социологических исследований, активизация научно-исследовательской деятельности преподавателей и обучаемых, приближение педагогической деятельности к практическим задачам.
5. Подготовка информационных и аналитических материалов, необходимых для достижения МГЛУ лидирующих позиций по ряду направлений в области гуманитарных наук и принятия эффективных управленческих решений руководством МГЛУ.
Социологической лабораторией проводятся мониторинговые социологические исследования: среди студентов-социологов (2009-2025 гг.), среди обучаемых всех направлений подготовки (специальностей) (удовлетворенность студентов и аспирантов обучением в МГЛУ: 2017, 2019, 2021, 2023, 2025 гг.) и среди профессорско-преподавательского состава (удовлетворенность ППС различными аспектами трудовой деятельности в МГЛУ: 2020, 2022, 2024 гг.), а также оперативные исследования по актуальной проблематике жизнедеятельности МГЛУ (работа органов студенческого самоуправления, отзывы работодателей о выпускниках МГЛУ, дополнительное профессиональное образование в области лингвистики, цифровизация учебного процесса и др.). В 2024 г. СоцЛаб совместно с Аналитическим центром НАФИ проведено всероссийское исследование «Иностранные языки в школе», в ходе которого во всех федеральных округах Российской Федерации были опрошены учителя иностранного языка (N=450) и учащиеся 8-11 классов (N=1600). Результаты всех проводимых исследований представлены в публикациях сотрудников лаборатории.
Направления исследований, ориентированных на студентов-стажеров
- Отношение и мотивация студентов (школьников) к изучению иностранных языков;
- Предпочтения школьников и студентов в выборе способов изучения иностранных языков;
- Эффективность современных методов и инструментов иноязычной подготовки в оценках студентов и школьников;
- Социокультурные факторы мотивации молодежи к изучению иностранных языков;
- Отношение студентов к билингвальному образованию;
- Проблемы и барьеры в изучении студентами иностранных языков;
- Популярность и эффективность цифровых платформ и сервисов для самостоятельной иноязычной подготовки студентов;
- Отношение студентов к дополнительным образовательным программам по иностранным языкам в вузе;
- Мотивация и практики внеаудиторной иноязычной подготовки среди студентов и школьников;
- Развитие иноязычных компетенций в профильном (лингвистическом) вузе и их роль в процессе трудовой занятости студентов (выпускников) вузов;
- Формы подготовки школьников к ЕГЭ по иностранному языку и оценка их вклада в развитие иноязычных компетенций;
- Роль цифровых технологий и онлайн-платформ в подготовке к ЕГЭ по иностранному языку;
- Трудности учащихся при подготовке к ЕГЭ по иностранному языку и способы их преодоления;
- Мотивация школьников к подготовке к ЕГЭ по иностранному языку: внешние и внутренние факторы;
- Оценка школьниками качества школьной программы по иностранному языку в контексте подготовки к ЕГЭ;
- Использование современных медиа школьниками и студентами для изучения иностранных языков;
- Иноязычное образование в системе общего и дополнительного образования школьников;
- Иноязычное образование в системе среднего профессионального образования;
- Современный рынок лингвистических образовательных услуг: структура и тенденции развития;
- Сегментация потребителей на рынке лингвистических образовательных услуг;
- Отношение школьников и студентов к получению языковых сертификатов: мотивация, практики подготовки и сдачи;
- Сравнительный анализ основных игроков на российском рынке языковых сертификатов;
- Сравнительный анализ основных игроков на международном рынке языковых сертификатов;
- Популярность профессионального иноязычного образования среди школьников старших классов.